Трогательная находка
А

И снова февраль возвращает меня в далекий 1942 год....

Мне врезался в память метельный день февраля 1942 года, хотя я и был несмышленышем.

Под вечер укрывшись от ветра за стеной играли мы в «»лянгу». подбрасывая ногой овчинку с грузиком.

Во двор скользнула знакомая фигура письмоноски. Мы устремились за ней. Мать, вскрыв конверт с незнакомым адресом, истошно заголосила. Друзья в испуге разбежались по домам, а мы забились на печи.

Собралась родня с читалкой — монашкой. Они скорбно отпевали «убиенного воина Якова. По скромному поминали, нас жалели, называя непривычным словом «безотцовщина».

До конца не осознавая тяжести утраты, мы испуганно жались к заботливым бабушкам.

Со временем к сиротству стали привыкать, в селе их становилось все больше и больше. С бабушкой Машей ходили на поминки, она евангелий читала по убиенному, а мы ожидали ждали угощений. Кощунственно это звучит, но в военное время голодной ребятне и это угощение спасало их от голода.

Шло время, которое наших матерей, солдатских вдов научило выживать. Умудрялись они как-то на подворьях корову и пару овечек держать и при этом сутками быть в работе, в хлопотах.

И мы им помогали: в заготовке кормов, например, на огороде.

Уходя на работу нам приказывала она капусту полить, картошку прополоть, лук понежить. Приходит с работы, запрягает корову в рыдван. Берем косу, вилы, грабли, поехали в ночь на луга. Пока она косит, я траву сгребаю, в рыдван укладываю.

Приезжаем домой заполночь.

На ферму нижнюю вечерами с Михаилом ходили сено воровать. Рябку с собой водили. Пока мы мешки набивали, Рябка сено из омета уплетала. Домой возвращались вместе.

А питаемся кашей с молоком. И пшеницу для нас приносила из церкви мама. Там они зерно Гос. поставочное ворошили. В лифчиках или в валенках они ее приносили.

Помню вечернюю молитву бабушки обращенное к богу.

Господи, спаси его, сохрани и дай ему здоровья, - крестилась онаа на образа кланялась. И встречаясь с заведующим церковью кланялась ему, кланяться ему за добро просила и нас.

А добро его в простом, Павел Николаевич кражи зерна не замечал, спасая людей от голода.

Зерно мамино мы сушили и дробили. Крупа шла на кашу.

Вкусную кашу наедимся, маму просим письма почитать. Отец их с августа 1941 семь прислал.

Доставала она их с божницы, усаживались мы кружком пятеро, завороженно слушали ее, глядя на единственную фотографию отца в киоте.

1975 год. Мы взрослые, семейные, работаем. Маши нет. Она после Победы умерла.

В СССР юбилей Великой Победы. Писали в СМИ о героическом подвиге народа. Провозглашен лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто».

Мы решили ехать в Старую Руссу, совхоз «Дубки». По извещению там погиб отец, защищая фанерный завод.

В газете «Сельская жизнь» я указал его координаты, часть и время гибели. Пошли отзывы очевидцев. Из деревни Дубовицы Старорусского района Ленин Алексей писал в письме:

- В день гибели вашего отца я жил в Дубовицах. Мне было 12 лет, брату 10. Бои за фанерный завод мы видели из погребов и подполий. Его продукция шла на изготовление фюзеляжей самолетов. Бои жаркие. С обеих сторон потери большие. Трупы на нейтральной полосе лежали, к ним не подойти. Мы к нашим ползали за адресами.

Александр так и живет там. У его домома стоит обелиск и на пьедестале боевой танк Т — 34. Поезжай к нему.

Я Саше Ленину выслал извещения на гибель отца. Он в военкомате хлопотал, чтобы фамилию и имя вписали на плитах обелиска. А вписали ли? Этого мы не узнаем. Поездка в Старую Руссу сорвалась по причине трагической гибели нашего брата Михаила.

Собирались мы ехать и в 1985 году с братом отца, с Георгием. Он освобождал те места, города Торжок, Бологое, Вышний Волочек.

Срыв получился по его болезни. Но задумка посетить могилку отца осталась.

Шел апрель 2015 года. Близился юбилей «70 лет Великой Победы». Праздник, за которым и мой юбилей рождения. Я детям и внукам заявляю:

Так, слушайте меня! Или мы едем в Старую Руссу на май, или никогда.

Они смотрят, сначала удивляются, потом одобряют.

Мы готовимся в дорогу: я, Валерий, Люда.

У внука Антона автомобиль Приория. 5 мая с трассы Москва — Санкт Петербург на Старую Руссу сворачиваем в лес. Едем дорогой, куда в войну немцы не совались из партизан. Машину трясло, но мы ехали. Попадались обелиски партизанам. На выезде из леса обелиск и танком Т - 34 на возвышении.

Ворота двора, надпись «Лесопилка фанерного завода № 2».

Сторож толкует: - Это Завидово. Там фанерный завод.

Его ищем. За него погиб Яков Петрович Меженин.

Находим работницу завода Аминю. Везение, она и краевед. Нас она сводит с девяностолетней Татьяной Семеновой. Ей я задаю вопрос:

Скажите, Татьяна Степанова, 11 января 1942 года мог ли мой отец погибнуть за ваш завод?

Нет, уважаемые, 11 января 1942 года в Завидово были немцы. И ваш отец не мог у стен фанерного завода погибнуть, - говорит она. - А в здании завода жили в это время немецкие офицеры.

Не стыковка. Но она компенсируется уютным ночлегом у Амини.

На следующий день едем в старорусский музей Северо Западного фронта.

Ужасную картину войны нарисовала нам заведующая, которую мы попросили нас принять в выходной день. Выслушала она и нас, узнала полевую почту отца, полк, роту, по картам боевых действий разобралась, улыбнулась и сказала:

- А фанерный завод № 1 теперь преобразован в химкомбинат.

Через полчаса проезжали мы мимо двухэтажного химкомбината, а от него не далеко тот обелиск с танком. Нашли чего искали.

Из машины шли прямо, уперлись в плиту. 10 фамилий, восьмая наша, любимая. Волнительно, трогательно, печально и радостно. Все вместе. Мы целовали плиту, плакали, клали на нее цветы. Ходили и представляли убиенного живым, в солдатском, с автоматом. Зима сорок первого была суровой, снежной, они замерзали, голодали, а воевали. Били врага яростно, стояли насмерть. Ценою жизней они защищали нас.

Мы привезли землю с его подворья. Обменяли ее с землей у места его покоя. По канонам ритуальным исполняли наш долг.

Вечная Слава всем павшим!

Фотоотчет об автопробеге по местам боевых сражений нашего отца, деда, прадеда - Меженина Якова Петровича

0001

Перед дальней дорогой

Ночлежка в пути

Встречаются города:Торжок, Балагое, Вышний Волочек и другие знакомые названия. За них воевали зуевцы, в том числе и братья Меженины: Яков и Георгий.

С Людой в авто нам отведено комфортное место сзади

А впереди ответственные за дорогу Валерий (наставник) и водитель Антон

Поворачиваем влево, едем лесом, куда немцы носа не совали, боялись партизан

Памятный знак в лесу о геройствах партизан

Проект храма

Обелиск павшим воинам на выезде из леса, поселок Парфино

Здание фанерного завода №2

Приехали к местному краеведу

Проект храма

С краеведом Аминей у ее дома, где и ночевали

Обелиск у фанерного завода №2

Но сколько бы мы не искали, нет на нем фамилии отца...

Проект храма

А свечку в памать отца и его подвигов в этих местах в местной церквушке мы поставили и зажгли

Прибыли в музей Северо Западного фронта в Старой Руссе

Экспонаты музея

Проект храма

По картам боевого пути 201 стрелкового полка, 84 дивизии, где служил Меженин Яков Петрович, заведующая музеем определила место его гибели. Это бывший фанерный завод в с. Дубовишы. Ныне он - завод ХИММАШ

С Музейным сотрудником другого музея годода Старая - Русса. За содействие нам ей подарок

Здание завода ХИММАШ, бывшего фанерного завода №1. От него в 300 метрах обелиск отца

Проект храма

К этой плите мы с ходу подошли, где первым прочитал Валерий его фамилию

На память сфотографировались у места вечного покоя нашего отца, дедушки, прадедушки Якова Меженина

Рядом с обелиском на пьедестале танк Т - 34, который первым въезжал в эту окраину Старой Руссы В 1944 году

Проект храма

Домик Леши и Саши Лениных, которые детьми в войну наблюдали за боями наших с немцами. Они в 1970 году мне об этом писали и приглашали посетить их село Дубовицы. И только через 45 лет мы прибыли. В доме никого из них не было

Привезли мы землю на обмен взятой с бывшего подворья отца

Немецкий ДОТ, уцелевший с того времени

Разбитый ДОТ

Прощаемся с Героическим городом, с доброжелательыми жителями Старой Руссы

На обратном пути через Великий Новгород сфотографировались у озера Ильмень

Въезд в Великий Новгород

Новгородский Кремль

На территории Кремля

Проект храма

По ритуальным правилам предаем земле прах убиенного Якова на зуевском кладбище

Формальный долг отцу, дедушке, прадедушке нами отдан

Усталость от трудного путешествия сказалось больше всего на мне...